|
Мой старший брат Бритов Евгений Дмитриевич (1925-2002г.г.)
| ||
|
Началась война, отца взяли на фронт. Евгению было 17 лет. Прибавив себе год, в 1942 году ушел добровольцем на фронт. В 1943 году был тяжело ранен. Нес мешок с боеприпасами за спиной, пуля попала в мешок, Евгений успел отбросить мешок только вместе с рукой. Долго лечился в госпитале и январе 1944 года вернулся домой. Пришел домой очень худым. Не мог обходиться без посторонней помощи т.к. не было правой кисти. Всю зиму отлеживался на русской печке. Я, как младшая сестра, ухаживала за ним. Заново учились писать. Писала за него записки девчонкам и разносила их, чем очень гордилась.[1] | ||
|
Горжусь своим дядей. Бритов Евгений Дмитриевич - мой дядя по материнской линии. сколько я себя помню, помню и его. Когда была маленькой, отчетливо помню, как он водил меня и своего сына валерия по воскресеньям в школу. Школа была новая, огромная и пустая. самыми интересными местами для меня в школе Были фотолаборатория и его кабинет. Мне разрешалось все потрогать. Могла часами находиться в фотолаборатории, для меня это был таинственный мир сказки получения фотографий. у дяди жени Была прекрасная домашняя библиотека. Как-то не навязчиво он предложил мне почитать Жюль Верна. С класса четвертого я «подсела» на книги. прочитала сначала все приключения и фантастику. помню, взяла кники «Тысяча и одна ночь», Евгений Дмитриевич, улыбаясь, спрашивает: «а не рано ли?». В школе Евгения Дмитриевича, как я сейчас понимаю, боготворили ученики. Верхний коридор школы был разделен на 1/4, 2/3 и т.д. за нарушения коридор мыли. Высчитаешь правильно, вымоешь, сколько положено, не умеешь считать - мой весь коридор. Я тоже однажды мыла свою часть, при этом катаясь на швабре, что было замечено директором. Для меня это самое светлое наказание в моей жизни. Я горжусь тем, что Евгений Дмитриевич, мой дядя. как приятно слышать от бывших учеников: «Бритова бы сейчас сюда». Уважение, авторитет, которые он поистине заслужил. Бывшие ученики, приезжая в село всегда интересуются уже ушедшим из жизни директором. в 2009 году приезжала в гости в село Марина Валеевна Тупицина, работавшая учитель рисования в школе. Большая часть ее педагогической деятельности прошла на Сахалине. так вот она сказала: « Это директор от бога. Такого человечища я в жизни больше не встречала».[2]
Адова Ольга Михайловна, племянница Евгения Дмитриевича. | ||
|
Признание мастеру. Один мудрец сказал: «Учитель является тем человеком, который вытаскивает на дневной свет хорошие черты характера ученика, тщательно избегая любых замечаний, касающихся слабостей, при этом указывая пути и средства для подпитки слабых ростков». Именно таким человеком, который с честью нёс высокое звание - Учитель, был Евгений Дмитриевич Бритов, мудрый наставник, мастер своего дела, посвятивший себя самому главному делу на земле - воспитанию будущих поколений. В 1949 году Евгений Дмитриевич был назначен на должность директора Больше - Изыракской школы и в течение20 лет достойно возглавлял этот коллектив. Сначала я была его ученицей, а с 1960 года работала старшей пионерской вожатой и учительницей русского языка и литературы под его чутким руководством. Меня всегда поражали его неиссякаемая энергия, работоспособность, интеллект, умение видеть и решать многочисленные задачи школы, создать прекрасную материальную базу, жить интересами детей, переживать и любить, делить с ними горе и радости. Директора любили, им восхищались, ему подражали. Любили за профессионализм, за внимание и понимание, восхищались способностью находить ключик к детям, и к взрослым, его многочисленными талантами: рисовать, фотографировать, одной левой рукой управлять сложной техникой. Евгений Дмитриевич давал прекрасные уроки (он преподавал историю, физику, рисование). Это были уроки патриотизма, мужества, благородства и честности. Ученикам он не только передавал свои глубокие знания, умение оценивать исторические события, но и заботиться о формировании нравственных ценностей в сердцах ребят. На уроках постоянно проводились опыты, использовались технические средства обучения, ставились и разрешались проблемные вопросы. Его педагогический талант сыграл важную роль в становлении лучших традиций образования Маслянинского района: в школу постоянно приезжали учителя, директора школ, работники новосибирского института усовершенствования учителей. Частым и желанным гостем был Сталь Анатольевич Шмаков, доцент кафедры педагогики Новосибирского пединститута, «педагогическое светило» 70 - 80 годов. Евгений Дмитриевич был инициатором проведения предметных недель, КВНов, олимпиад, различных конкурсов. А после мероприятий на стендах висели многочисленные фотографии (в его фотокружке занималось около 15 человек). Большое внимание в школе уделялось индивидуальной работе, развитию творческих способностей школьников. Ум, интеллект, эрудиция - вот те качества, которые помогли нашим ученикам Владимиру Гусельникову, Валерию Бритову, Александру Колосницыну продолжить образование в физико-математической школе Академгородка. Наши выпускники успешно продолжали обучение в школе №1, техникумах и вузах. В этом заслуга учителей и, конечно, Евгения Дмитриевича. В Больше -Изыракской школе были славные традиции: проводились недели наук, походы по родному краю на велосипедах, конкурсы на лучшего кострового, встречи рассвета на берегу реки, смотры художественной самодеятельности, новогодние праздники - представления, спортивные игры и соревнования, КВНы, шефская работа. Пионерская дружина имени Лёни Голикова была ежегодно правофланговой, а это звание присуждалось за творчество, интересную, целенаправленную работу, инициативу. И в каждом деле Евгений Дмитриевич как мудрый капитан у руля своего корабля умело направлял весь учебно-воспитательный процесс школы, давал продуманные советы, творчески работал сам и поддерживал любую инициативу. Больше - Изыракская - единственная в районе школа продлённого дня, в центре внимания была воспитательная, та атмосфера, в которой ребёнку уютно и комфортно, в которой личность не подавлялась, а развивалась и росла. Самую главную задачу Евгений Дмитриевич видел в воспитании настоящего человека. Заботясь о нравственном здоровье, в школе занимались и физическим здоровьем: ежедневная утренняя гимнастика, спортивные секции, соревнования (футбол, волейбол, лыжи, спортивные игры). Наши спортсмены постоянно демонстрировали силу, выносливость, мужество, а иногда и собственные слабости. А победа над самим собой - самая значительная. Евгений Дмитриевич создал коллектив профессионалов -единомышленников, способных увлечь ребят радиотехникой, спортом, рисованием, пением, танцами. В школьном хоре, которым руководил Михаил Павлович Михалев и Николай Иванович Терешков, пело до восьмидесяти человек. Прекрасный танцевальный коллектив создала Раиса Никитична Ишимова. Творческое кредо художественной самодеятельности - знаменитое «Через тернии - к звёздам». И, устремляясь к этим высотам, хоровой и танцевальный коллективы показывали высокое мастерство, им равных не было в районе. Но, справедливости ради, замечу, что хороший танцевальный коллектив на районный смотр художественной самодеятельности привозили дубровцы. Наши артисты выступали на районной сцене, в сёлах района, в городе Черепаново, в сельском клубе. В течение года директор посещал больше ста уроков, умело, профессионально анализировал их. Изнутри, с урока, директор выдвигал и талантливо разрешал многие методические проблемы раньше, чем они появлялись на официальном уровне, и становилось общепризнанным. Навсегда запомнила ответ Евгения Дмитриевича на мой вопрос: - Что самое важное в учительской профессии? - Думаю, для профессии в целом характерно, что учитель всегда на переднем Бритов Е.Д. держал ответ за позиции в авангарде и на фронтах Великой Отечественной войны, и на посту директора школы, и при создании музея Боевой славы. В районной учительской Евгений Дмитриевич Бритов своим истинным служением профессии оставил глубокий след.[3] Г.С. Леконцева |